Архив новостей

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

В России в декабре упали продажи пива, вина и водки

По данным ОФД «Такском»,  рейтинг алкогольных напитков, наиболее популярных у россиян в канун празднования Нового года*, открывают пиво, вино и водка.

В топ-10 в 2019 году вошли также коньяк, шампанское и игристые вина, настойки. Замыкают десятку сидр, ром, джин и виски.
В декабре текущего года сильно упали продажи текилы (на 69%), вермута (на 83%), бренди (на 53%), абсента (на 57%), ликёров (на 31%).
Более чем на 20% снизились продажи пива, вина, водки и джина. В целом по другим видам алкогольных напитков также характерно снижение спроса, однако есть исключения: это коньяк (+4%), шампанское (+2%), самогон (+1%), кальвадос (+5).
Что касается средней цены, то этот показатель за год больше всего изменился у джина (+9%), самогона (-17%), абсента (-10%), кальвадоса (-15%), арманьяка (+13%).
Последний, редко встречающийся на полках российских супермаркетов напиток, является самым дорогим (2240 руб. за бутылку), на втором месте не менее экзотичный кальвадос (1582 руб.), на третьем – виски (1020 руб.).
А самыми дешевыми алкогольными напитками являются пиво (87 руб.), сидр (107 руб.), настойка (240 руб.) и водка (252 руб.).

*Сравнивались периоды 1-16 декабря 2019 г. с 1-16 декабря 2018 г.

Представленный анализ составлен на основании статистической выборки обезличенных фискальных данных, получаемых только оператором фискальных данных ООО «Такском», при этом ООО «Такском» не несет ответственности за несоответствие настоящего анализа рынка информационным выборкам, составленным на основании иного массива данных. Всего проанализировано более 17 млрд кассовых чеков.

  

 © Пивное дело 2000-2020
26 Дек. 2019

Курс на ужесточение: юрист Алексей Сосюрка — о прошлом, настоящем и будущем российского крафта

В последние несколько лет пивоварение стало привлекать больше внимания со стороны законодателей. Ушедший 2019 год ознаменовался чередой инициатив, которые заставляют всерьёз задуматься о перспективах и вариантах развития отрасли. Об особенностях регулирования пивоваренного бизнеса в России, проблемах малых пивоварен, необходимости предпринимателям отстаивать свои права и снова — о том, что такое крафт, юридический консультант Ассоциации крафтовых пивоварен Алексей Сосюрка рассказал в интервью Craft Depot.

 
В России предложили ввести плановые проверки для производителей пива, медовухи, пуаре, которые сейчас не имеют лицензирования, и госорганы не могут их контролировать. Вы согласны с мнением, что это уничтожит малых пивоваров?

В настоящее время уполномоченные госорганы и, в первую очередь, – Росалкогольрегулирование уже имеют определённый набор оснований, позволяющий проводить им плановые проверки в отношении пивоваров. Однако существует Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором указан порядок проведения таких проверок – с предварительным уведомлением и включением в план проверок. Проверки проводятся регулярно и на основании Федерального закона №171-ФЗ, например, начиная с момента подачи пивоварами расчёта мощности, сотрудники Росалкогольрегулирования приходят и проверяют всё, начиная от рецептуры, заканчивая оборудованием и технологиями производства. Если же мощность превышает 300 тысяч дал в год, проверяется ещё и оснащение оборудования счетчиками.

Нововведениями предлагается, сперва, убрать плановые проверки у владельцев «алкогольных» лицензий. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что каждые пять лет лицензия продлевается и процедура предполагает, в том числе и проверки. А у пивоваров лицензии нет, их не могут каждый раз планово проверить. Ну а как же тогда увеличение мощности оборудования и пересечение порога в 300 тысяч дал в год или добавление в свой ассортимент нового вида алкогольной продукции, ранее не заявленного в РАР? Но на самом деле, оснований «зайти» на предприятие достаточно, о чем говорят данные, предоставляемые самим регулятором в рамках публикуемых обзоров своей правоприменительной практики: количество выездных проверок растёт.

Речь идёт о дополнительных мерах, которые наши органы власти хотят ввести, к тому же ещё в период действия механизма «регуляторной гильотины». Непонятно, как это вяжется: с одной стороны, — реформа контрольно-надзорной деятельности, с другой — усиление контрольно-надзорных позиций госорганов. Малых пивоваров это не уничтожит, но и количество существующих и без того проблем, увеличит, что абсолютно неправильно. Нами будет подготовлено и через «Опору России» направлено в соответствующее ведомство заключение на данную законодательную инициативу.

В целом в последние три года как законодательство развивается в области пивоварения? Как оно влияет на малый бизнес?

Естественно, внимание законодателя и госорганов только усиливается к пивоваренной отрасли. И, к сожалению, получается так, что все последние законодательные инициативы направлены только на ужесточение. Глобальной идеей было лицензировать производство пивоваренной продукции. Её удалось погасить и перенести вектор регуляторных усилий в форму не лицензирования, а создания реестра производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. В начале 2019 года родился соответствующий законопроект, который горячо обсуждался на протяжении года на всех уровнях.

Сейчас этот законопроект в доработанном виде опять подан на отзыв в правительство. Думаю, уже не за горами обсуждение в Государственной думе. В документе учтено очень много наших замечаний и предложений по сокращению давления на бизнес. Тем не менее, в нём сохраняется не уведомительный, а разрешительный характер включения в реестр, а перечень сведений, которые будут проверяться при рассмотрении заявлении о включении в реестр, гораздо шире, чем перечень информации, предоставляемой вместе с заявлением. Кроме того, не смотря на то, что предприятия, работающие на дату введения реестра, включаются в него автоматически, проверке будут подвергнуты все, кто не подавал в Росалкогольрегулирование расчёт мощности своего оборудования, составленный в соответствии с новым порядком, введенным после февраля 2019 года.

Предприятия, работающие вне этого реестра, автоматически окажутся вне закона. Плюс это дополнительная форма надзора государства за производителями.

В 2019 году какие были тенденции?

Ужесточение контроля за производством и оборотом пивоваренной продукции, начиная от предложений по созданию реестра в виде скрытого лицензирования, заканчивая борьбой с точками общепита, расположенными в многоквартирных домах, также, среди предложений был закон о чистоте пива. Всё — только на усиление давления на бизнес и введение дополнительных административных барьеров. Никакого создания позитивного делового климата.

Можно говорить и о позитивных моментах?

Пока удалось отбиться. Ни один из этих законопроектов не принят, их отправили на доработки, на вторые чтения и так далее. Надеемся на эффективность механизма «регуляторной гильотины», что это будет не «симуляция бурной деятельности», а её реализация станет реальной помощью для бизнеса.

Запрет на продажу пива в общепитах в многоквартирных домах находит поддержку, например, со стороны самих жителей. На ваш взгляд, это правильная инициатива?

Инициатива вредная. Её авторы приводят некую статистику, основанную на опросах. Результаты такой оценки общественного мнения зависят от поставленных вопросов и круга опрошенных. Однако есть и такая статистика, основанная уже на цифрах, полученных после введения ограничений в отдельных регионах, которая показывает взаимосвязь запретов с увеличением смертности и количества отравлений от суррогатного алкоголя.

Каковы конкретные данные по количеству обращений реальных людей с просьбой запретить продажу пива в общепитах, расположенных многоквартирных домах? Непонятно, кто эти люди, как создавались списки возмущённых граждан и так далее.

На данный момент, как обсуждаемые точки общепита, так и специализированные магазины разливного пива, расположенные в многоквартирных домах – это уже сложившаяся рыночная ниша, удобная для определенных клиентов и являющаяся единственно возможным каналом сбыта для мелких производителей не только пивоваренной продукции, но и различных закусок и сопутствующих товаров. Большинство точек уже развились в приличные заведения, которые не назовёшь «рассадником» нарушений общественного порядка.

Закроют точки в многоквартирных домах — люди пойдут покупать в крупные сети, где уже нет того разнообразия продукции. Крафтовики в сетях практически не представлены, так как не могут отвечать их политике. Какого-то крупного дистрибьютора, специализирующегося на крафте и обеспечивающего нагнетание необходимого для сетей объёма, сейчас в России нет.

Поэтому, естественно, крафтовики реализуют свою продукцию через маленькие бары, через магазины разливного пива. Я бы назвал их специализированными магазинами разливного пива. У нас сейчас, к сожалению, нет такого понятия в России, хотелось бы его ввести. Необходимо обратить внимание госорганов и законодателей на то, что есть такой рынок, такие предприятия, их немало и это, в основном, приличные заведения и культурные точки сбыта для малых производителей. И людей в этой области занято тоже немало, это трудоспособное население, генерящее обороты для бизнеса и соответствующие доходы бюджетов различных уровней.

Если сравнивать законодательную систему в России и, например, в США — в чём разница регулирования и в целом взаимоотношений государства и пивоваренного бизнеса?

С точки зрения законодательного регулирования там всё устоялось, и нет такой чехарды, как у нас. Есть всем понятные, не меняющиеся правила игры. Весь сыр-бор у них только вокруг акцизов. Производители требуют для себя преференции, получают их, это всё работает на мельницу развития пивоваренной отрасли. Малым [компаниям — прим.] предоставляются преференции, если компания крупная, то платит по полной программе. И для крупных, кстати сказать, также существуют налоговые льготы в отношении определенного объёма производства. Можно назвать это прогрессивной шкалой налогообложения.

Что из зарубежной практики помогло бы нам сейчас грамотно развивать пивоваренную отрасль?

В каждой стране свои правила и годами, а иногда и столетиями, сложившиеся нормы, которые возникли из-за определённой конъюнктуры. Что-то переносить на отечественные просторы – не думаю, что это хорошая идея. Однако систематизация, неизменность регулирующей составляющей отрасли, присутствующая в развитых странах — это всё способствовало бы развитию российского пивоварения. И раздельное регулирование. Оно заключается в том, что производство пивоваренной продукции должно бы рассматриваться несколько отдельно от остального алкоголя. То есть, нормы должны строится по типу и виду алкогольной продукции: для спиртных напитков — определенный набор правил, для винодельческой продукции — свой, для пивоваренной продукции — свой. Если бы дифференцировали также по мощностям предприятия, это сильно помогло бы малым производителям.

Пивные напитки в России считаются отдельной от пива категорией, стоит их объединить?

За несколько лет, пока действует разделение на пиво и пивные напитки, уже сформировались подходы к производству различных видов пивоваренной продукции, выделились определённые сорта, люди наработали рецептуры, технологии производства и так далее. Рынок в России более-менее это принял и переварил, придумывать что-либо не вижу смысла.

Как будут развиваться эти два вида пивоваренной продукции, уже установленный факт. Принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», он вводит понятие «пиво специальное». Это сделано, чтобы дать возможность пивоварам варить пиво, которое было бы и пивом, но с дополнительными ингредиентами. То есть, законодатели учли опыт и пожелания. Посмотрим, как это будет реализовано. Потребуется пять-семь лет правоприменительной практики, чтобы понять, правильно ли это было сделано и как откорректировать.

Какие ещё нововведения следовало бы ввести?

Если глобально говорить, то дифференцированный акциз для малых производителей. Это очень сильно подстегнуло бы отрасль, показало людям, что есть возможность на этапе становления рентабельности чувствовать себя уверенно, позволило бы многим, кто производит пивоваренную продукцию нелегально или полулегально — легализоваться. То есть, здесь очень много плюсов. И, соответственно, доходы не выпадали бы из бюджета.

Также, необходимо полностью переработать законодательство, регулирующее производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оно требует систематизации, устойчивого понятийного аппарата, раздельного регулирования алкогольной продукции по её видам и, соответственно, изложения понятным для участников рынка языком.

Насколько сейчас стало дороже вести пивоваренный бизнес по сравнению с 2016 годом, на фоне появления новых законодательных инициатив?

На мой взгляд, должны были возрасти затраты на администрирование, соблюдение обязательных требований. Например, развивается ЕГАИС. Она не просто внедрена, а успешно функционирует. Любой недочёт тут же фиксируется, и «загорается красным». Обрабатывают информацию не машины, а люди. Система ФРАП приостанавливает регистрацию продукции, если есть к ней претензии со стороны оператора и начинается «допрос» пивовара. В сложных случаях производители вынуждены нанимать экспертов, платить за это. Бухгалтерская отчётность достаточно сложная, любой недочёт влечёт за собой штраф. Это ещё накладывается на удорожание сырья, которое в основном импортное. Стало дороже вести бизнес.

ЕГАИС сейчас хотят расширить на розницу и общепит. Какие обновления системы могут быть в дальнейшем?

В проекте целевой структуры нормативного регулирования федерального государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции значится консолидация различных механизмов контроля и надзора в целые системы. На конференции по независимому пивоварению руководство управления РАР, ответственного за ведение ЕГАИС, озвучило, что эта система продолжит развиваться, туда будет внедрён и ФРАП. Это будет глобальная информационная система, мониторящая движение алкоголя от производителя до конечного потребителя.

На заре ЕГАИС было много противников её введения. Очевидно, что её внедрением занимались грамотные специалисты, и на основе результатов ее функционирования можно даже выявить излишнее регулирование. То есть, она собой заменяет декларирование, журналы учёта, бумажную работу.

ЕГАИС считается эффективной, и правильно было бы распространить её и на розничные продажи пива. Такого же мнения придерживаются и многие представители розницы. То есть, сразу можно заявить тем же госорганам при инициативе введения дополнительных проверок, что уже есть действующая система, где всё видно. Более того, информация, получаемая через эту систему, позволяет взаимодействовать органам власти друг с другом, выявлять, основываясь на рискоориентированном подходе, недобросовестных производителей и приходить с проверками к конкретным нарушителям через анализ полученных данных, а не «кошмарить» всех подряд или по методу рулетки.

Насколько пивоварение может оставаться ремесленным? Получается, речь идёт о серьёзном бизнесе, который требует основательного подхода, и процесс варки усложняется из-за возрастающих требований государства?

Так и есть. Это уже действительно больше похоже на серьёзный бизнес, где надо просчитать все возможные риски, и, естественно, маржинальность становится очень маленькой. «Ремесленное пивоварение» уже начинает становиться термином из маркетинга.

В разных регионах власти решили ограничить продажу алкоголя в новогодние праздники. Насколько вероятно, что в итоге это будет принято на федеральном уровне и затронет другие праздничные дни?

В плане ограничения продаж в новогодние праздники с точки зрения практики добьются того, что люди закупятся впрок. В таком случае, думаю, возможны злоупотребления.

В глобальном смысле такие ограничения совершенно неправильны с точки зрения конкуренции. Почему-то у предпринимателей, ведущих бизнес в разных субъектах федерации, возникают разные условия. Но мы — единая страна, у нас единое экономическое пространство, у нас должны быть единые, всем понятные, условия для ведения бизнеса.

С этим надо бороться, и «Опора России» уже подготовила такую позицию, выступает с ней: это ограничение создаёт неравные условия ведения бизнеса от субъекта к субъекту и должно быть передано исключительно в ведение Российской Федерации. Это создаст равные условия для ведения бизнеса, а главное — понятные правила.

Что такое «регуляторная гильотина», как этот механизм работает?

В двух словах, это механизм, призванный проанализировать действующее законодательство на предмет выявления неэффективных, устаревших или дублирующих норм, которые создают препятствия для развития бизнеса, не способствуют установлению хорошего делового климата.

Он будет работать в несколько этапов: анализ текущего законодательства, на основе этого анализа — создание новой системы нормативного регулирования, и в соответствии с этой новой системой — отмена устаревших, неэффективных или дублирующих норм. Коснется всех уровней системы законодательства: федерального, субъектов и муниципального.

Причём этот механизм предлагается запускать каждые пять лет.

То есть, каждые пять лет можно ожидать появления разных нововведений в законодательстве?

В течение этого срока, думаю, попыток «отрываться по полной» будет много. Но этому должна воспрепятствовать процедура общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия, которую должны проходить все проекты законов и нормативных правовых актов.

Сейчас создано более 40 отраслевых рабочих групп по реализации механизма регуляторной гильотины. В отношении нас есть рабочая группа в сфере производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции. В неё вошли, помимо представителей госорганов, кандидаты от «Деловой России», «Опоры России», ТПП и отраслевых союзов. Эта рабочая группа будет принимать предложения от экспертов. На основе решения этих рабочих групп и реализуется сам механизм.

От Ассоциации в «Опору России» мы уже подготовили свои предложения, которые будут вынесены на обсуждение рабочей группой.

Проблема только одна: в нашей отрасли все требования аккумулированы в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ, а «гильотина» больше направлена на отмену актов органов исполнительной власти — постановлений, приказов, распоряжений. Но мы с этим сейчас работаем, хотим показать, что в отношении нас не может быть реализована реформа, если не будут пересмотрены отдельные положения Федерального закона. Нас слышат, и часть лиц, принимающих решения, с нами согласны.

Получается, законодательство находится в очень нестабильном состоянии. Какие риски сейчас несут предприниматели?

Риски примерно такие же, как у человека, который полгода назад открыл, например, в Московской области магазин разливного пива, расположенный в многоквартирном жилом доме, и который через полгода должен будет его закрывать — проработав год и не вернув инвестиции.

По каким направлениям Ассоциация крафтовых пивоварен работала в 2019 году?

С точки зрения GR политики в 2019 году Ассоциация усилила работу, стала членом «Опоры России», вошла в состав Комиссии по производству и обороту пивоваренной продукции и напитков брожения. Мы влились в общественную работу по защите интересов малых и средних производителей пивоваренной продукции, участвовали в обсуждении всех законодательных инициатив, касающихся пива, участвовали в разработках концепций, планов мероприятий по развитию государственного регулирования.

В целом, благодаря этой работе информация о существовании Ассоциации стала доступна большему кругу лиц, в том числе должностных. Надеюсь, в будущем году мы только усилим свои позиции. Главное, чтобы члены Ассоциации включались в нашу работу, помогали своими мыслями, адекватными предложениями.

Как участники рынка могут реально влиять на принятие решений государством? Что предприниматель может сделать, когда речь идёт об инициативах, которые могут негативно отразиться на работе?

Изначально — не молчать, не отсиживаться, работать на публичных площадках. Поймите, с одним предпринимателем никто в госорганах разговаривать не будет. Разговаривают только с объединениями, ассоциациями, союзами.

Сейчас в России есть четыре крупнейших объединения, которые включаются даже в поручения президента и правительства — именно с ними ответственным лицам надо прорабатывать ту или иную законодательную инициативу и получить от них положительное заключение. Это Торгово-промышленная палата, Российский союз предпринимателей и промышленников, «Деловая Россия» и «Опора России».

Главное объединяться, и делать это, понимая для чего. Если хочешь что-то заявить, надо подготовиться, аргументированно к этому подойти. Ну и материальная сторона вопроса тут играет чуть ли не главную роль. Более представительная в этом плане организация, естественно, будет более весома в восприятии. Как говориться, с миру по нитке… Надо быть к этому готовым и адекватно понимать.

А что делать предпринимателям из регионов, которые удалены от столицы?

Надо уходить от такого понимания, что чем дальше ты от Москвы, тем меньше тебя слышно.

Вот пример: есть региональное отделение «Опоры России» в Новосибирске, на базе которого создали свой комитет по типу Комиссии по производству и обору пивоваренной продукции и напитков брожения. Он активно работает, обращаются туда предприниматели со своими вопросами. Более того, представители этого комитета выезжают в соседние регионы, получается отбивать даже зачатки непонятных законодательных инициатив на региональном уровне, объяснять свою позицию госорганам, отстаивать свои интересы.

Как пивовары могут отслеживать изменения в законодательстве?

Сейчас век цифровых технологий. Все можно найти в интернете на сайтах отраслевых союзов, правительства, Госдумы. На них публикуются, а также выносятся на общественные обсуждения законодательные инициативы. Там можно регистрироваться, писать отзывы. Также, можно принимать участие в практических семинарах и конференциях, на которых раскрывается вся информация. Это лишь вопрос самообразования, повышения своего уровня и квалификации.

В 2020 году что пивоваренная отрасль может ожидать со стороны госрегулирования?

Очередные законодательные инициативы, направленные на ужесточение регулирования производства и оборота пивоваренной продукции и напитков брожения. Также, пивоваров будет ожидать повышение акциза. Невозможно предсказать судьбу законопроектов, соответственно вводящих реестр производителей, ограничения по многоквартирным домам и новый вид проверок в отношении пивоваров.

Что такое крафт в России с юридической точки зрения?

Это производство и оборот пивоваренной продукции и напитков брожения. Законодательство, регулирующее производство и оборот алкогольной продукции не разделяет крафт и не крафт, а также больших, малых, средних производителей — это всё производители алкогольной продукции в виде пива, пивных напитков, пуаре, медовухи, сидра. Все инсинуации в СМИ касательно крафтового или традиционного пива, разделения и противопоставления крупных пивоваров малым, кто какие ингредиенты использует, — это всё безграмотно.

Если у кого-то есть огромное желание осветить тему так называемого пивного суррогата, то стоит писать предметно о недобросовестных производителях слабоалкогольной продукции, которую выдают за пивоваренную с целью занижения суммы акцизов. Эта продукция ничего общего с пивом не имеет — ни по составу, ни по технологии производства, ни по рецептурам.

 © Пивное дело 2000-2020
15 Янв. 2020

“Жигулёвское пиво” презентовало безалкогольное пиво

Вчера в рамках подписания договора о сотрудничестве между “Крыльями Советов ” и “Жигулёвским пивом”, последние представили новый сорт пива – “Фон Вакано безалкогольное”.

f95feb682a0b6432959ea2c3e60893c3

Это пиво имеет ярко выраженный хмелевой вкус с небольшим ощущением сладости. Уже в эту субботу на матч против “Локомотива” игроки “Крыльев” выйдут с новой рекламой на шортах. А поклонники хмельного напитка смогут приобрести его в точках питания стадиона “Самара – Арена”.

 © Пивное дело 2000-2019
2 Авг. 2019

Продажи пива в первой половине 2019 года выросли на 1.8%

В Москве продажи пива и пивных напитков в первом полугодии 2019 года выросли в годовом измерении на 12,7%, до 26,8 млн декалитров, сообщили в Национальном союзе защиты прав потребителей. В целом по России продажи выросли на 1,8%, до 344 млн млн декалитров, сообщает Интерфакс.

В Петербурге полугодовой рост продаж пива и пивных напитков составил 6% (до 11 млн декалитров), в Подмосковье – 7,8% (до 24,6 млн декалитров).

Во II квартале продажи пива и пивных напитков в Москве выросли на 3,4%, до 14,7 млн декалитров, в Петербурге – на 1,8%, до 6 млн декалитров, в Московской области – на 4,4%, до 14,1 млн декалитров. В целом по России продажи пива и пивных напитков в апреле-июне сократились на 4,2%, до 189,3 млн декалитров.

Продажи пива по стране за полугодие выросли на 2,1%, до 307 млн декалитров, продажи пивных напитков – снизились на 0,3%, до 36,3 млн декалитров, продажи сидра, пуаре и медовухи снизились на 2,3%, до 3,1 млн декалитров.

 © Пивное дело 2000-2019
2 Авг. 2019

«Белый кремль» не прорвал осаду

«Татспиртпрому», который год назад запустил пивоваренный завод «Белый кремль» и намеревался уже этим летом занять 30% рынка пива в Татарстане, пока не удается преодолеть 10-процентную долю. Компания надеется сделать рывок в оставшуюся часть сезона. Для этого она за 2,3 млн руб. до конца сентября разместила в казанском эфире федеральных телеканалов рекламу своего пива. Эксперты не ожидают существенного эффекта от роликов, отмечая силу привычки потребителей и высокую конкуренцию.

АО «Татспиртпром» (принадлежит правительству Татарстана через АО «Связьинвестнефтехим») по итогам первого полугодия не удалось преодолеть 10-процентную долю на локальном рынке пива. Как сообщили “Ъ” в Пивной ассоциации Республики Татарстан, компания за этот срок реализовала в республике 0,7 млн дал пива. При этом всего, с учетом поставок в другие регионы, продажи компании составили 2,7 млн дал. Низкую долю «Татспиртпрома» на локальном рынке в ассоциации объясняют «консервативностью потребителя в данном сегменте, а также высокой конкуренцией — наличием крупных пивоваренных компаний, давно работающих в регионе».

Напомним, «Татспиртпром» начал отгрузки пива со своего завода «Белый кремль» в Чистополе в августе прошлого года. Завод был построен по технологии немецкой компании Krones за 5,6 млрд руб., из которых 4,2 млрд руб. составляет кредит Сбербанка. Ожидалось, что предприятие в ближайшее время займет 30% рынка в Татарстане и окупится за шесть–семь лет. К настоящему времени мощности завода увеличены с 1 млн до 10 млн дал напитка в год. «Белый кремль» за пять месяцев 2018 года выпустил около 0,9 млн дал продукции, вдвое меньше запланированного (2,2 млн дал). В целом производство пива в Татарстане за прошлый год достигло 38,5 млн дал, увеличившись на 2%.

В первом полугодии текущего года, по сведениям Пивной ассоциации, завод «Белый кремль» сварил 3,2 млн дал пива. Все 22 производителя напитка в Татарстане за этот период выпустили 19,9 млн дал пива. Таким образом, на «Татспиртпром» приходится около 16% всего объема. Крупнейшими производителями пива в регионе являются ОАО «Булгарпиво» (произвело 2,1 млн дал за первое полугодие) и филиал АО «Пивоварня Москва-Эфес» в Казани (14,5 млн декалитров). В ассоциации отметили, что практически вся продукция «Булгарпива» реализуется в Татарстане, а «Эфес» и «Татспиртпром» ориентированы главным образом на федеральный рынок.

В «Татспиртпроме» “Ъ” подтвердили, что пока далеки от намеченной доли на локальном рынке пива: «Наша реальная цель — достигнуть 30%». «Если потребитель выбрал свои бренды, то его внимание сложно переключить»,— пояснили в компании, добавив, что «над этим работают» с помощью рекламы.

В частности, «Татспиртпром» запустил до 30 сентября рекламу своего пива «Белый кремль» в региональной сетке вещания телеканалов «Первый развлекательный СТС», «Матч ТВ» и «Пятница». 16 июля он заключил контракт с ООО «Регион Медиа», оператором региональной рекламы, входящим в «Газпром-Медиа Холдинг».

Рекламная кампания обойдется «Татспиртпрому» в 2,3 млн руб. В том числе бюджет на «СТС» превысит 1,2 млн руб., показы на «Матч ТВ» и «Пятнице» будут стоить производителю пива 355 тыс. руб. и 345 тыс. руб., соответственно.

В пресс-службе компании “Ъ” рассказали, что 15-секундные ролики о «Белом кремле» будут демонстрироваться от трех до 12 раз в сутки «в рамках наиболее рейтинговых блоков». Ранее реклама уже появлялась на «Матч ТВ», а также на ТНВ — в перерывах трансляций игр хоккейного клуба «Ак барс». Весной ролики начали транслировать на местных телеканалах «Эфир» и «Татарстан 24».

Рекламный бюджет «Белого кремля» на 2019 год в «Татспиртпроме» не озвучивают, отмечая, что он «несопоставимо мал по сравнению с транснациональными компаниями». Так, суммарные затраты в 2018 году AB InBev Efes, Carlsberg Group и Московской пивоваренной компании на рекламу оцениваются в 5 млрд руб.

Выбранные «Татспиртпромом» каналы, согласно данным Mediascop, популярны у аудитории 18–54, то есть молодого и среднего возраста, со сравнительно невысокой долей женщин среди зрителей, отмечает директор департамента стратегического маркетинга НАО «Евроэксперт» Евгения Шалихманова.

Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что телерекламу нельзя считать основным способом продвижения продукции. «Большую часть людей реклама раздражает. Потребитель формирует свой ассортиментный портфель не на основании рекламы»,— говорит господин Дробиз. Эксперт полагает, что «Татспиртпрому» увеличить долю на региональном рынке пива поможет масштаб производства и сеть фирменных магазинов, в которых «можно оставить только свое пиво, а другое убрать».

В компания «Булгарпиво» и «Эфес» на предложение “Ъ” прокомментировать позиции конкурента на рынке не ответили.

Александр Шакиров

31 Июль. 2019

Алексей Кедрин: Чем закончится диалог пивоваров с государством

Пивоваренная отрасль пристально следит за финалом дискуссии вокруг реестра производителей пивоваренной продукции и рассчитывает на сохранение конструктивного диалога с регулятором.

В начале июня в Минфине прошло совещание, которое могло бы претендовать на первое место в конкурсе на самое эффективное взаимодействие бизнеса и правительства, если бы такой конкурс состоялся. После первой, апрельской пугающей версии законопроекта, устанавливающего институт реестра для пива, рабочая группа поддержала ряд принципиальных для отрасли поправок в законопроект о реестре. По итогам совещания все согласились исключить из проекта нормы ответственности за нарушения, которые дублируют КОАП, договорились установить минимальный размер пошлины для включения в реестр.

Было решено также продлить работу по приказу №158, который регламентирует действия производителя в ситуации, когда установленные на линиях счетчики (системы АСИиУ) дают сбой или ломаются. Приказ разрешает не останавливать производство до починки или замены счетчиков. Если документ потеряет силу, такой возможности у бизнеса не будет. Сроки простоя могут составлять несколько суток, что недопустимо для безостановочного производства. Убытки могут быть значительными, особенно в сезон.

Достигнутые в результате совместной кропотливой работы Минфина, Росалкогольрегулирования, Союза российских пивоваров и других участников рынка договоренности могли бы повысить его прозрачность, избежав дополнительной нагрузки на честный бизнес.

Однако в начале июля в министерства был направлен проект отзыва на старую версию законопроекта, и теперь федеральным органам государственной власти предстоит высказать свою позицию относительно документа, куда не включены результаты консультаций с индустрией. Первого места за эффективное взаимодействие бизнеса и власти нам теперь не видать.

История вопроса

Еще в 2013, а затем и в 2014 году группа депутатов Госдумы подготовила и внесла на рассмотрение законопроекты, устанавливающие лицензирование производства пива. Осенью 2014 года очередной законопроект был отклонен в первом чтении, так как по заключению комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству нуждался в корректировке. В том же году Росалкогольрегулирование представило поправки, вновь предусматривающие лицензирование.

По отношению к пивоваренным компаниям предлагалось применять самый серьезный инструмент регулирования предпринимательской деятельности. Иные, гораздо более эффективные методы борьбы с серым рынком, такие как развитие прослеживаемости на базе ЕГАИС или улучшение механизмов привлечения к ответственности за производство и реализацию неучтенной пивоваренной продукции, в расчет приняты не были. В итоге инициатива не нашла поддержки ни у экспертного сообщества, ни у научных кругов.

Лицензирование или включение в реестр?

Год назад пивовары сами предложили правительству в качестве альтернативы лицензированию ввести механизм регулирования отрасли в виде реестра. Этот механизм по определению не был финансово обременителен ни для честных пивоваров, ни для государства и при этом помог бы сделать рынок еще более прозрачным для всех его участников.

Аргументация пивоваров проста: пиво — это не военная техника, оно не несет угрозы жизни и здоровью граждан, а значит, и введение лицензирования в данном случае законодательно не предписано. Что касается борьбы с серым рынком, контролирующие органы уже сейчас обладают всеми необходимыми полномочиями, чтобы бороться с ним. Лицензирование никак не поспособствует уменьшению теневого сектора, зато даст дополнительную нагрузку на законопослушный бизнес и бюджет страны.

Предложенный пивоварами реестр — это каталог, его основная функция — фискальная. Это база данных, удобная форма, куда будут занесены все законопослушные производители пивоваренной продукции, что сделает отрасль прозрачнее. Если компания не в реестре, ее деятельность просто будет невозможна. На практике это должно работать так: магазин или кафе открывает этот перечень, находит там производителя пива и приходит к выводу — раз компания есть в реестре, значит мы можем продать людям ее продукцию, эта продукция качественная, с нее уплачен акциз.

 

Весной текущего года депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов разработал законопроект о регулировании пивного рынка. В тексте также говорилось о создании реестра. Вот только с терминологией автор документа, видимо, определился неверно: под вывеской реестра без стеснения красовалось старое знакомое лицензирование. Формальный запрет на производство пива по ТУ соседствовал с высокой пошлиной при включении в реестр пивоваров, а для каждого нарушения — даже незначительного — были предусмотрены несоразмерные санкции, вплоть до конфискации оборудования, миллионных штрафов и уголовного наказания.

Естественно, бизнес отреагировал на законопроект негативно: реестр из понятного списка превратился в инструмент жесткого регулирования рынка, с помощью которого можно реализовать меры, схожие с лицензированием. Кто мог подумать, что в процессе законотворчества произойдет подмена понятий «включение в реестр» и «лицензирование»?

Месяцы после опубликования депутатского законопроекта были потрачены на обсуждение и корректировку документа. Результатом стал согласованный пакет изменений, исключающих усиление давления на честный бизнес. В июне глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов подчеркивал, что реестр будет создан с целью обеспечения уплаты акцизов всеми производителями. Заметьте: не для контроля технологии производства и ГОСТов. Мало того: компании, которые уже предоставляют сведения о своем оборудовании в Росалкогольрегулирование, автоматом попадают в реестр, заверил Сазонов. Основанием для исключения производителя должно было стать только выявленное нарушение или обход счетчиков ЕГАИС.

Теперь, когда на отзыв правительству была отправлена все та же, первая версия законопроекта, кропотливая работа экспертов министерств и отрасли оказалась невостребованной. Почему — остается загадкой.

Быть ли реестру?

Правительство давно и справедливо декларирует необходимость, если не сказать неизбежность, диалога с бизнесом. Пивовары, со своей стороны, в последние годы сделали немало для развития этого диалога. И об этом, и о дискуссии вокруг реестра как примере положительного взаимодействия мы говорили в июне на Петербургском международном экономическом форуме с Антоном Силуановым, рассуждая о том, что еще мешает развитию бизнеса и привлечению инвестиций в страну. Простого ответа на этот вопрос нет, но одно можно сказать с уверенностью: трудно ожидать развития, если мнение экспертов от бизнеса будет игнорироваться.

Быть ли реестру и в каком виде, в конце концов, зависит только от законодателя и правительства. Пивовары лишь высказывают свое экспертное мнение, которое будет или не будет учтено. А вот как такой реестр будет работать — это уже вопрос другой, и здесь учитывать мнение экспертов отрасли, по-моему, особенно важно.

Мы поддерживаем такой реестр и такой диалог, который создает благоприятные условия для работы легального бизнеса и делает невозможным существование «серого» производителя. И, соответственно, не поддерживаем такой реестр и такой диалог, который делается формально, для галочки, без оглядки на решение реальных проблем, которых и так достаточно. А потому очень надеемся, что все совместные наработки экспертов отрасли и регулятора станут не только словом, но и делом.

29 Июль. 2019

«Булгарпиво»: за три года реализация пива снизилась на 10%

В ОАО «Булгарпиво» фиксируют тенденцию по уменьшению доли пенных напитков в общем объеме продаж. За три года реализация пива, произведенного на заводе в Набережных Челнах, снизилась на 10%, сообщают на предприятии. За первое полугодие 2019 года было продано 3 592 999 декалитров прохладительных напитков – из них 2 117 149 дал приходится на долю пива, сидров и элей. Это, по подсчетам завода, составляет 59% от общего объёма реализации. В 2016 году за аналогичный период доля пива составляла 69%.

Согласно статистике предприятия, больше 40% от реализованной продукции приходится на квас, лимонады и воду. Самый большой рост из года в год показывают продажи кваса, отмечают на заводе. Так, за шесть месяцев было продано 676 810 дал. За три года его доля в общем объеме продаж поднялась с 12% до 19%.

Отчитались также и о продажах в первый месяц лета. Так, за июнь было продано 760 674 дал всех напитков. Из них 425 тыс. дал – пива, 158,5 дал – кваса, 100 тыс. дал – челнинские лимонады.

26 Июль. 2019

Глава управления ФАС: закон о рекламе опаздывает за действительностью

Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина рассказала в интервью ТАСС о том, сможет ли вернуться в России реклама пива.

– Реклама пива была разрешена до конца декабря 2018 года. Эти временные нормы касались размещения рекламы на спортивных объектах или во время спортивных трансляций.

Это было связано с тем, что страна принимала чемпионат мира по футболу и надо было обеспечить права спонсоров мероприятия, в число которых входили пивоваренные компании. Соответственно, эти несколько лет, когда существовала возможность размещения рекламы пива на спортивных объектах, показали, что данное разрешение не повлияло на рост потребления пива. Сейчас возникает вопрос, возобновлять разрешение такой рекламы или нет. По сути, следует оценить обоснованность существующего ограничения.

Сейчас, при действующем законодательстве, когда речь идет о проведении матчей за пределами РФ, которые транслируются сюда, мы часто видим на бортах спортивных стадионов рекламу алкогольной продукции. Норма, прописанная в законе, говорит, что трансляция рекламы с места события не рассматривается как размещение рекламы на телевидении, поэтому такая реклама не нарушает запрет на рекламу алкоголя в телепрограммах. Как представляется, дискуссия на эту тему будет продолжаться.

 © Пивное дело 2000-2019
3 Июль. 2019

Kozel Rezany объединил темный и светлый сорта

В танковой пивной «Козловне», ресторане оригинальной чешской кухни, состоялась презентация резаного пива Kozel Rezany — революционной новинки от лидера в премиальном сегменте – Velkopopovický Kozel. Это уникальный продукт, в составе которого объединились благородная горчинка Kozel Svetly и карамельное послевкусие Kozel Cerny.

KOZ-Produkt-Rezany[2]

Название «Kozel Rezany» происходит от выражения «нарезать пиво» — это чешское традиционное искусство подачи пива и настоящий ритуал, когда в бокал наливаются оба сорта — светлый и темный. В ресторанах «Козловна» гостей угощают таким розливом уже несколько лет, а теперь полюбившееся пиво доступно потребителю и в бутылке.

«Российский потребитель полюбил бренд Velkopovicky Kozel давно, причем оба сорта – Svetly и Cerny одинаково сильно. Это выражается в абсолютно уникальной ситуации, когда объемы между ними делятся практически поровну. Поэтому мы привезли из Чехии популярную там рецептуру Rezany, в которой сорта не конкурируют между собой, а полноценно раскрываются и дополняют друг друга. Если раньше Rezany можно было попробовать только в очень продвинутых барах, то теперь он стал доступен абсолютно всем россиянам», — рассказал Константин Тамиров, директор по маркетингу AB InBev Efes.

Мероприятие прошло в традиционном чешском стиле и в атмосфере всеобщего радушия и гостеприимства — с национальной музыкой и кухней. Гости презентации приняли участие в дегустации новинки в сочетании с традиционными блюдами чешской кухни, а также в мастер-классе по подаче резаного пива, который провел пивовар Velké Popovice Камиль Ружек, который отвечает за глобальную программу качества пива. «Что касается качества пива, я немного перфекционист. Это в моей ДНК. Я всегда был очарован его качеством», — рассказывает Камиль Ружек.
«На создание этого сорта нас вдохновил особый ритуал подачи, когда в бокал одновременно наливается и светлое, и темное пиво. Это уникальный продукт, который сочетает в себе лучшее от обоих сортов, обладает неповторимым вкусом и оригинальным цветом темного янтаря», — рассказал гостям прославленный пивовар Камиль Ружек.

В этом году пиво «Velkopopovický Kozel» отмечает юбилей — 145 лет. Его история началась в 1874 году. По легенде козел, изображенный на этикетке и ставший символом марки, был нарисован французским художником в благодарность жителям деревни Велке-Поповице за гостеприимство. Сегодня Velkopopovický Kozel — самый узнаваемый чешский бренд в мире и самый популярный в России: его знают 98% россиян, а 78% — пробовали легендарное пиво. Более того, это самое продаваемое чешское пиво в мире и лидер продаж в Чехии и в России.

 © Пивное дело 2000-2019
1 Июль. 2019

РАР просит вывести его из-под действия регуляторной гильотины

12 ведомств обратились в правительство с просьбой вывести их из-под регуляторной гильотины, пишут «Ведомости» со ссылкой на документы совещания, прошедшего 26 июня у руководителя аппарата правительства Константина Чуйченко.

Среди этих ведомств и Росалкогольрегулирование. Также попросили не отправлять их под гильотину Федеральная налоговая служба, ФАС, ФСБ, Росгвардия, Росфинмониторинг, Росздравнадзор, Ростехнадзор, ФСТЭК, а также министерства — Минюст, Минфин и Минпромторг. Они ссылаются на то, что у бизнеса нет к ним претензий, а также на то, что практика правоприменения по новым нормам законодательства ещё не сформировалась.

В письме Чуйченко председатель «ОПОРЫ России» Александр Калинин предлагает обязательно распространить гильотину на Росалкогольрегулирование, так как в отношении пивоваренной отрасли требования постоянно усиливаются.

О готовящемся включении регуляторной гильотины премьер-министр Дмитрий Медведев заявил 15 января на Гайдаровском форуме. В конце апреля президент Владимир Путин одобрил план применения гильотины.

 © Пивное дело 2000-2019
1 Июль. 2019